Як-1. история создания

В данном фильме идет речь о предыстории создания, первых опытных образцах и испытаниях истребителя ЯК-1, а так же его роли в начале Великой Отечественной Войны.

Накануне Великой Отечественной войны в советской боевой авиации стала ощущаться нехватка современного, отвечающего вызовам времени истребителя. Еще во времена войны в Испании, где поначалу в небе царствовали прославленные поликарповские «Ишаки» (И-16), немецкие авиаконструкторы сделали существенный рывок вперед. Даже глубоко модернизированные модели И-16, хотя и были замечательными машинами, проигрывали по лётно-техническим характеристикам новым немецким Messerschmitt Bf.109. В начале 1939 года правительство СССР поставило авиаконструкторам задачу — как можно скорее предложить и освоить в производстве принципиально новые модели самолетов-истребителей. Особые надежды возлагали на многообещающий И-180 ОКБ Поликарпова, но катастрофы на испытаниях первых образцов машины, в одной из которых погиб Валерий Чкалов, вынудили искать альтернативу. 

Такой альтернативой оказался прототип И-26, разработанный коллективом под руководством Александра Сергеевича Яковлева, более известный под своим серийным "именем" - Як-1. Ставший в последствии одним из самых массовых советских истребителей периода Великой Отечественной, Як-1 "рождался" мучительно и в спешке. Вопреки традициям военной промышленности СССР того периода времени, самолет поступил в массовое производство до проведения госиспытаний. В результате машину приходилось постоянно дорабатывался по ходу эксплуатации - в течении первых месяцев подверглись изменениям сотни блоков и деталей, некоторые из которых модифицировались неоднократно, пока результат не достигал ожидаемого. Московскому 301-му и Саратовскому 292-му заводам, на которых первоначально стали собирать машину, приходилось осваивать работу с проблемными узлами буквально на ходу. Да и исправления, вносимые конструкторами в чертежи, тоже не редко доходили до производства с опозданием на месяц-полтора. Были серьёзные трудности с нехваткой винтов и моторов.

Но не смотря на все эти невзгоды, вышедший в 1941 г. в серийное производство Як-1 был высоко оценён лётчиками. Признавая его недостатки, пилоты отмечали его неприхотливость в пилотировании и хорошую маневренность.

К 22 июня 1941 г. общее число произведенных самолетов Як-1 достигало 425, но лишь 92 машины были укомплектованы, облетаны и принято военными. Дело в том, что в ВВС до марта 1941 г. ждали переоснащения Як-ов новыми комплектами вооружения - одной пушкой и четырьмя пулемётами - чему, однако, противились сами конструкторы, утверждая, что машина могла серьёзно потерять в маневренности. И хотя в результате стороны пришли к компромиссному варианту, 320 машин так и оставались до самого нападения немцев лежать в разобранном виде в железнодорожных контейнерах.

Пик производства Як-1 пришелся на 1942 г., когда на саратовском авиационном заводе №292 было выпущено почти 3,5 тысячи этих машин. Тогда же место в серии заняла его улучшенная версия - неофициально носившая название Як-1Б - с усиленным двигателем М-105ПФ в 1210 л.с., позволявшем разгоняться до 592 км/ч на высоте около 4000 м., и совершать вираж за 19 секунд. Вооружение машины состояло из 20-миллиметровой пушки ШВАК и одного пулемета УБС калибра 12,7.

Вот, какую запись сделал  летчик-испытатель завода №51 Логинова Петра Ермолаевича по результатам испытаний Як1-Б:

"Улучшенный Як-1 с мотором М-105ПФ имеет затрудненный взлет вследствие большой (полной) дачи левой ноги. Скороподъемность самолета незавидная. Фигуры высшего пилотажа выполняются легко, летчик не утомляется, управление легкое. Вираж выполняется за 18-19 секунд, но в случае перетягивания ручки летчиком самолет сваливается в штопор. За выполнение боевого разворота от земли на скорости = 490 км/ч по прибору до скорости 220 км/ч по прибору машина набирает 800 метров высоты."

В бою Як-1 мог достойно сражаться с Messerschmitt Bf.109, о чём говорят многочисленные отзывы лётчиков. И, всё же, для победы над противником советским пилотам не приходилось рассчитывать на технологическое превосходство. Як-1 существенно уступал в максимальной скорости пикирования "мессерам" и увлёкшись, советские лётчики рисковали оторвать крылья машины под воздействием набегающего воздушного потока. Главным преимуществом Як-1 перед немецкими истребителями всегда был бой на горизонтали. Но особых успехов удавалось добиваться после облегчения машины за счёт демонтажа ряда модулей - ночного оборудования, радиостанции и других. Это существенно повышало скороподъёмность Як-ов и позволяло соревноваться с "мессерами" даже в скорости.

Вот что рассказывает о противостоянии Як-ов и "109-х" летчик-истребитель, ветеран Великой Отечественной войны, Кожемяко Иван Иванович:

 «Максимальная скорость у Як-1 была поменьше, чем у «мессера», километров на 10-15. «По прямой», на одной высоте мы «мессершмидт» догнать не могли. Динамика разгона – вровень с «мессером», Як-1 не отставал, «за газом ходил». Насчет «вертикали» скажем так, – если «вертикаль» у «сто девятого» принять за «пять», то у Як-1 вертикальный манёвр был на «четыре с плюсом». «Горка», да и другие вертикальные фигуры, у «мессера» были получше. В основном за счет того, что на вертикали «мессер» был быстрее. Величина же фигур была практически одинаковой. Если у нас было преимущество по высоте (хоть метров 200-ти), а значит и запас скорости, то мы уверенно дрались со «сто девятыми» и на вертикали, тем более, что по «боевому развороту» посильнее уже был Як-1. По горизонтальному маневру всё было наоборот, если «горизонталь» Як-1 принять за «пятёрку», то у «мессера» – твёрдое «четыре». «Четыре», естественно, у «трёхточечного». «Пятиточечный» Bf-109G виражил плохо. В общем, если брать характеристики скорости и маневренности «в сумме», то Як-1 и Bf-109G были примерно равными истребителями. В поединке, в маневренном бою Bf-109G и Як-1 («один на один»), исход зависел исключительно от мастерства летчика.» 

Выпуск Як-1 был прекращён в июле 1944 г., хотя до октября уже готовые машины продолжали поступать в боевые части. Сложно подсчитать, сколько всего неприятельских самолётов было сбито на машинах Як-1 - на них летал практически каждый советский ас Великой Отечественной. Выпущенная, по данным НКАП, общим числом 8670 истребителей, эта машина стала первой в славном семействе машин серии Як, заложив технологическую, производственную и идейную основу для выпуска таких самолётов как Як-3, Як-7, Як-9.

Не смотря на тернистый путь от чертежа до боевых частей советских ВВС, Як-1 получился отличной рабочей машиной, которую любили наши лётчики и опасались враги. Маневренный на горизонтали и немногим уступавший в вертикальных боях основным самолётам противника - 109-м, Як-1 послужил отличную службу нашей победе в Великой Отечественной войне.

Обсудить на форуме 

 

Тэги: техника, як-1, самолет

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Комментарии   

+1 #1 Alejandra 28.03.2017 04:18
Great information. Lucky me I ran across your website by chance (stumbleupon).
I have bookmarked it for later!

my web-site; https://www.viagrasansordonnancefr.com/viagra-feminin-achat-allemagne/: https://www.viagrasansordonnancefr.com/viagra-feminin-achat-allemagne/
Цитировать

Случайные изображения

До ноября 1958 года имела название Круглая площадь. 1 июля 1984 года на площади были установлены постаменты с капсулами с землей городов-героев: Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска, Тулы, Брестской крепости. В 1985 году — капсулы с землёй городов-героев Смоленска и Мурманска